Исследования о бурлаках

 Отчетъ Чиновника Особыхъ Порученій при Министрѣ Внутренніхъ Дѣлъ, Статскаго Советника Ивана Вернадскаго.

            Журнал МВД. 1857. Ч. XXIII (Кн. 4). С. 71—118; Ч. XXIV (Кн. 5). С. 1—42.

            IV. Какия выгоды и невыгоды их промысла и каково влияние их на здоровье людей, им занимающихся.

            Заработокъ бурлака чрезвычайно неопредѣленъ и зависитъ отъ многихъ условій, мѣру вліянія которыхъ опредѣлить трудно. Нѣтъ возможности разсчитать впередъ, будетъ ли попутный или противный вѣтеръ, вода низкая или высокая, и потому бурлакъ, подряжаясь въ путину, по необходимости идетъ на авось. Эта неопредѣленность выгодъ бурлацкаго промысла выражается поговоркой: «Волга ину пору мать, а ину — мачиха». Бурлаки всегда надѣются на попутный вѣтеръ: «Бурлакъ не пошелъ бы», говорятъ они, «еслибъ зналъ, что ему придется все лямку тянуть». Вѣтеръ съ юга называется моряной и полуденникомъ, а съ сѣвера верховымъ. Бурлакъ всегда находится подъ вліяніемъ воздушныхъ перемѣнъ, безъ крова и защиты, и не имѣетъ ни какихъ удобствъ даже и въ то время, когда онъ свободенъ отъ работы. Если напр. судно тянется пароходомъ, то бурлаки обыкновенно покрываютъ палубу, какъ мухи; но имъ негдѣ, ни лечь, ни сѣсть. Еще «обиднѣе» хотя по видимому легче, работа бурлаковъ верховыхъ: имъ приходится часто переходить по поясъ въ водѣ отъ одного берега къ другому: «по водѣ камышемъ, да лозникомъ ципочки набиваешь», какъ говорятъ они, жалуясь на свое положеніе за Рыбинскомъ.

            Убыль воды также имѣетъ сильное вліяніе на заработокъ; такъ какъ въ низкую воду бурлакамъ приходится терять время на перегрузку (паузку) судна въ тѣхъ мѣстахъ, гдѣ, при «жирной» водѣ суда проходятъ безостановочно. Съ каждымъ годомъ Волга мелѣетъ, и по частному показанію въ Чебоксарахъ, теперь приходится паузиться на такихъ мѣстахъ, гдѣ того никто не запомнитъ. По этому, многіе хозяева, приготовившіе свои паузки (небольшія лодки, употребляемыя для перегрузки) выше, должны были, не доходя до того мѣста, покупать или нанимать новыя. Много судовъ такимъ образомъ, за недостаткомъ подчалковъ, стояло и теряло драгоцѣнное время, не будучи въ состояніи двинуться.

            Отъ такой потери времени бурлаки чрезвычайно терпятъ, проѣдая свой заработокъ и не пользуясь иногда попутнымъ вѣтромъ. Задержки такого рода бываютъ при томъ не только отъ естественныхъ причинъ (противныхъ вѣтровъ и мелководья), но иногда и отъ самихъ судохозяевъ или ихъ прикащиковъ, которые останавливаются продавать на пути, за недостачею денегъ, часть груза, или гуляютъ въ пристани. Хозяинъ пробѣга въ Чебоксарахъ говорилъ мнѣ, что на путинѣ въ Рыбинскъ они простояли съ расшивою 8 дней: хозяина на расшивѣ не было, а лоцманъ и водоливъ загуляли при распауженьѣ. Въ Самарѣ бурлаки потому так же стояли 12 дней, что кладчикъ не подготовилъ хлѣба для судна и бралъ его понемногу изъ магазиновъ. Иногда прикащикъ даже нарочно сажаетъ судно на мель для паузки, отъ которой имѣетъ большіе барыши, договариваясь безъ контроля и учета за работу въ горячее торговое время. Такимъ образомъ бурлакъ, подрядившійся изъ Нижняго въ Рыбинскъ за 7 р. сер., въ надеждѣ пройти это разстояніе въ 2 недѣли, остается въ пути 3 недѣли и больше, да сверхъ того проѣдаетъ лйшнее. За все потерянное время онъ не получаетъ ни какого вознагражденія. Маклеръ Нижегородской Судоходной Расправы считаетъ даже это однимъ изъ важнѣйшихъ золъ бурлачества.

            Но всѣ эти невыгоды слабѣютъ предъ кабалою судорабочаго, къ счастію въ настоящее время почти прекратившеюся, благодаря мѣрамъ Правительственныхъ лицъ. Это обыкновенно дѣлалось такимъ образомъ: Иногда судохозяинъ давалъ въ займы, для поставки рекрута и т. п., наприм. до 500 р. впередъ, и за это должникъ-работникъ обязывался съ своимъ семействомъ работать на суднѣ 2–3 года, не получая платы. Это дѣлается иногда и теперь, и всегда почти по усиленной просьбѣ семьи рабочаго. Сдѣлка эта совершается иногда безъ всякаго письменнаго доказательства и вообще мало выгодна для судохозяина, потому что такіе кабальные работники плохи. Въ настоящее время, по отзыву низовыхъ бурлаковЪ, кабала не существуетъ; но многіе рабочіе подряжаются у одного и того же хозяина добровольно по нѣскольку лѣтъ сряду; въ Самарѣ были такіе, которые по 8 лѣтъ работали у одного и того же.

            При неблагопріятныхъ обстоятельствахъ пути (противныхъ вѣтрахъ, маловодью и т. п.), бурлакъ иногда издерживаетъ всѣ свои деньги еще до окончанія путины. Въ такомъ случаѣ хозяинъ даетъ обыкновенно въ займы на хлѣбъ, а бурлакъ задолжавшій (наевшій на себя) обязывается отработать эти деньги на слѣдующій годъ. Обязательство это, вообще очень правильное, впрочемъ нынѣ рѣдко встрѣчается; обыкновенно же съ проѣвшихся бурлаковъ берется въ пристани росписка, по которой и взыскивается долгъ чрезъ Волостное Правленіе. Впрочемъ и росписки эти въ два послѣдніе года встрѣчаются уже рѣдко: «Водяный росписки не позволилъ», какъ говорили бурлаки. Вообще, вслѣдствіе трудности взысканія съ задолжавшаго рабочаго, нѣкоторые хозяева совершенно прощаютъ судорабочему его долгъ; такъ, Гороховская артель, подрядившаяся изъ Балакова въ Нижній по 55 р. 50 к. асс. и пробывшая въ дорогѣ 13 недѣль, наѣла на себя по 2 р. асс. на брата. Хозяинъ не только простилъ имъ долгъ, но кромѣ того, въ видѣ пособія, выдалъ имъ еще по 20 к. сер. на брата. Другіе впрочемъ, не будучи такъ щедры, не исполняютъ даже прямыхъ обѣщаній своихъ, если они не внесены въ контрактъ. Дистанціонный Смотритель въ г. Рыбинскѣ обыкновенно склоняетъ судохозяевъ къ прощенію долга бурлаку.

            Изъ золъ бурлачества можно еще указать на потерю билетовъ, по которымъ отпущены бурлаки. Эти билеты принимаются при поступленіи бурлака на судно хозяиномъ или его прикащикомъ и обыкновенно хранятся у водолива. По приходѣ въ пристань (напр. въ Рыбинскъ), водоливъ или прикащикъ, въ случаѣ неудовольствія на бурлаковъ, иногда тайно бросаетъ билеты въ воду и объявляетъ, что билеты потеряны. Въ каждую навигацію теряется такимъ образомъ, по показанію того же Дистанціоннаго Смотрителя, до 200 билетовъ. Дистанціонный Смотритель заставляетъ въ такихъ случаяхъ повѣренныхъ хозяина выдавать бурлакамъ записки на гербовой бумагѣ 15 коп. достоинства объ утратѣ. По этимъ запискамъ бурлаки возвращаются назадъ, но уже не могутъ совершить никакой другой путины, еслибъ она имъ и представлялась. Объявленіе въ газетахъ и записка о дѣйствительности утраты дѣлаются на счетъ хозяина.

            Кромѣ этихъ различныхъ не выгодъ въ положеніи бурлака, къ нимъ также должно отнести и наказанія, которымъ онъ подвергается за проступки на суднѣ. Наказанія эти производятся обыкновенно линьками. Наказываетъ, по приговору артели, лоцманъ; провинившіеся однако не жалуются на это, такъ какъ приговоръ дѣлается міромъ. Линьки употребляются впрочемъ только въ плесѣ; въ пристани же виновный наказывается въ Судоходной Расправѣ розгами, по жалобѣ хозяина, за буянство на пути и т. п., если артель признаетъ хозяйскую жалобу справедливою.

            Но подвергаясь различнаго рода непріятностямъ отъ хозяина или его повѣреннаго, бурлакъ въ свою очередь вымещаетъ иногда свое неудовольствіе на самомъ хозяинѣ при первомъ представившемся къ тому случаѣ. Такимъ образомъ напр., во время неблагопріятной путины, иногда хозяинъ или прикащикъ, боясь подмочки, порчи товара и проч., происшедшей отъ порчи судна, или ненастья и т. п., проситъ бурлаковъ пособить ему перегрузить находящіися на суднѣ товаръ. Бурлаки обыкновенно торгуются съ нимъ, какъ бы за сверхдоговорное, хотя въ контрактѣ и сказано, что они должны помогать во всемъ для безопасности судна: «сдавай рубль, два» и т. п. Иногда хозяинъ платитъ здѣсь же, и тогда его деньги пропали; иногда онъ говоритъ, что у него денегъ нѣтъ, и даетъ имъ росписку, которая имѣетъ законную силу только тогда, когда засвидѣтельствована Дистанціоннымъ Смотрителемъ; въ противномъ случаѣ она при разсчетѣ не уважается, и хозяинъ освобождается отъ платежа. Впрочемъ, чаще всего онъ отдѣлывается виномъ, которое раздаетъ бурлакамъ при паузкѣ.

            Самое несчастное положеніе бурлаковъ бываетъ во время болѣзни, которая посѣщаетъ ихъ нерѣдко: тяжелая работа, невсегда хорошая пища и частыя непогоды причиняютъ имъ страданія, рѣдко уступающія простымъ средствамъ. Уже отъ одной лямки у бурлака на груди, большею частію, образуется темный рубецъ, какъ признакъ его трудовъ и усилій; но кромѣ того бурлаки часто страдаютъ ревматизмомъ и другими простудными болѣзнями. Холера, до сихъ поръ не прекратившаяся по Волгѣ, тоже похищаетъ много жертвъ изъ числа судорабочихъ. Причиною болѣзней, большею частію, бываетъ непогода и то, что бурлаки часто должны брести въ водѣ. Во время холеры, сами бурлаки изъ боязни требовали, чтобы оставлять на берегу больныхъ, что и дѣлалось: ихъ бросали часто безъ всякаго пособія, вдали отъ жилья и людей. Задаточныя деньги, взятыя заболѣвшимъ и неотработанныя имъ до болѣзни, взыскиваются, при окончательномъ разсчетѣ, съ артели. Съ больными, высаживаемыми на берегъ, почти никогда не дѣлается разсчета: если на долю ихъ причитается получить что-нибудь, то судохозяева обѣщаютъ заплатить слѣдуемое въ концѣ путины, по разсчету, кому-нибудь изъ товарищей больнаго, или же переслать причитающіяся деньги по почтѣ, и, разумѣется, большею частію, не исполняютъ ни того, ни другаго. Такъ, бурлакъ Самарской губерніи изъ с. Покровскаго (единственный бурлакъ въ цѣломъ селѣ) подрядился изъ Саратова въ Нижиій за 82 р. асс., задатку получилъ 6 р. сер. На пути онъ заболѣлъ и вышелъ въ Самарѣ. Слѣдовало ему получить съ хозяина еще 3 р. сер., а получилъ онъ только 20 к. сер. Иногда, впрочемъ, хозяинъ выдаетъ больному небольшое количество денегъ, которое потомъ вычитается изъ артельнаго жалованья. Если болѣзнь происходитъ просто отъ усталости, то больнаго держатъ на суднѣ даже до 2 недѣль; если же больной не оправляется, то оставляютъ его въ деревнѣ, или даже на берегу, вдали отъ жилья и безъ всякаго пособія, а на его мѣсто на счетъ артели нанимается другой. Иногда судохозяева отсылаютъ работника, даже еще здороваго, но измученнаго и плохо ѣдящаго, возвративъ ему паспортъ, какъ только онъ отработаетъ свой задатокъ. Въ больницу отправляютъ только труднобольныхъ и то, если лазаретъ случится судну по пути; выбившимся же изъ силъ предоставляютъ отправиться домой, «какъ знаютъ». Иногда оставляютъ больнаго у Священника, давая ему копѣекъ 50 сер. и принимая росписку въ 5–4 р. сер., которые и идутъ хозяину. Въ такомъ же положеніи оставляются и тѣ, которые заболѣваютъ тамъ, гдѣ окончилась путина. Выздоровѣвшіе выходятъ изъ больницъ въ самомъ жалкомъ видѣ, безъ гроша денегъ и безъ куска хлѣба, такъ, что на родину возвращаются совершенно нищими, питаясь по дорогѣ милостыней. Въ Нижнемъ, въ іюлѣ, во время холеры между бурлаками въ госпиталь привозили даже на 10 день болѣзни, ибо ближе не было больницъ. Въ Нижегородской губерніи, судохозяева оставляли прежде больныхъ бурлаковъ безъ всякаго денежнаго пособія; но съ недавняго времени мѣстное Начальство обязало ихъ платить обывателямъ, которымъ больной сдается на руки, отъ 2 до 5 р. сер. Если судохозяинъ не согласится внести за пріемъ больнаго положеннаго количества денегъ; то долженъ отвезти его въ Лаишевскую больницу. Больныхъ бурлаковъ лечитъ въ с. Богородскомъ тамошній Фельдшеръ. Тяжкобольныхъ перевозятъ изъ села въ Тетюшскую больницу. Умершаго бурлака иногда хоронятъ въ рогожѣ.

            По контракту, артель съ-обща отвѣчаетъ за беглыхь; но иногда бываетъ, что бѣжитъ цѣлая артель, если путина затянется. Въ 1856 г., въ Казани убѣжали рабочіе съ 20 судовъ. Близь Василя-Сурска бѣжали въ горы, въ обѣденное время, всѣ, кроме лоцмана, разсказывашаго мнѣ объ этомъ, и водолива[1].

            Вообще судохозяину нѣтъ возможности, заставить бурлаковъ, исполнять контрактъ. Такого рода не исполненіе договора причиняетъ судохозяевамъ и кладчикамъ огромные убытки. Въ особенности убытки эти были велики въ 1856 г., когда, на разстояніи отъ Казани до Нижняго-Новгорода, бѣжало бурлаковъ числомъ до 2 000 человѣкъ, оставивъ до 200 судовъ на произволъ судьбы. Для того, чтобы избѣжать отвѣтственности при такомъ побѣгѣ, бурлаки иногда прибѣгаютъ къ доносамъ и жалобамъ. Такъ, бываютъ случаи, что бурлакъ самъ исказитъ себѣ лицо, поранитъ руки, и потомъ говоритъ, что эти раны нанесены ему хозяиномъ, который его побилъ; формальнаго слѣдствія обыкновенно въ этомъ случаѣ не дѣлаютъ. Дѣйствительными причинами побѣговъ бываютъ: продолжительность путины, происшедшая отъ противныхъ вѣтровъ; низкая вода, вынуждающая частыя и обременительныя паузки, что случается особенно на пространствѣ между Казанью и Нижнимъ; также – дурная пища, приближеніе поры сѣнокосовъ, окончаніе срока паспортовъ; но больше всего – повышеніе наемныхъ цѣнъ на бурлацкихъ рынкахъ, привлекающее тѣхъ, которые нанялись по дешевой платѣ, и увѣренность въ безнаказанности побѣга.

            Бурлаки, прежде чѣмъ бросатъ судно, обыкновенно требуютъ отъ хозяина прибавки, рубля по 2 сер. на человѣка, и только въ случаѣ отказа разбѣгаются въ первой на пути перемѣнѣ; иногда впрочемъ бросаютъ судно и въ самомъ плесѣ. Это бываетъ причиною разоренія многихъ хозяевъ; но рѣдкій изъ нихъ ищетъ законнаго удовлетворенія за такое нарушеніе контракта.

            Несмотря на лишенія, труды и опасности, которымъ бурлаки подвергаются, они преданы своему ремеслу и рѣдко добровольно оставляютъ его: бурлачество въ ихъ понятіи считается какъ бы признакомъ разгула. Одинъ старожилъ Елатомскаго уѣзда разсказывалъ мнѣ объ одномъ разбогатѣвшемъ бурлакѣ, теперь уже коноводѣ, который все-таки не хотѣлъ оставить бродячаго промысла.

            Переходя къ нравственной характеристике бурлаковъ и ихъ поведенію, должно признаться, что добродушіе и простота взгляда и обращенія составляютъ отличительныя черты бурлаковъ на сушѣ и дома. Большею частію, встрѣтишь между ними, хотя отупѣлую, но не мрачную или суровую физіономію, исключая развѣ Чувашей, и вообще они, по видимому, очень смирны, довѣрчивы, радушны и почти не причиняютъ дѣлъ мѣстной Полиціи. Бемольныя пѣсни ихъ, грустныя и монотонныя, которыя ими поются для такта, не выражаютъ никакого сильнаго или жестокаго чувства. Но знатоки ихъ жизни и свойствъ говорили мнѣ, что бурлакъ на сушѣ, въ пристани, и бурлакъ въ плесѣ совершенно различны: «въ первомъ случаѣ они – бараны, но въ плесѣ – разбойники»; и тогда, какъ 2 или 3 человѣкъ достаточно въ пристани, что бы наказать бурлака за какой нибудь проступокъ, въ плесѣ для того же самаго нужна цѣлая команда отъ 20 до 50 человѣкъ, а безъ того нечего и являться. Не имѣя положительныхъ данныхъ для удостовѣренія въ ихъ нравственной порчѣ, мы однако не можемъ не допустить ея возможности вслѣдствіе самаго характера ихъ работы, не дающей никакой пищи уму или воображенію, и отдаляющей ихъ на неопредѣленное время отъ семьи и отъ общества. Праздность бурлака можетъ способствовать еще болѣе его одичанію; а праздность эта случается очень часто при застоѣ работы, въ ожиданіи паузки и при попутномъ вѣтрѣ. Игра въ орлянку составляетъ тогда одно изъ любимыхъ препровожденій времени бурлаковъ, какъ это можно видѣть, наблюдая ихъ, когда они остаются безъ дѣла въ пристани, въ ожиданіи ряды. Говорятъ также, что встрѣчаются между ними и примѣры пьянства, хотя впрочемъ нечастые. Такую относительную воздержность большей части бурлаковъ можно объяснить отчасти ихъ крайнею недостаточностью; въ дорогѣ, бурлаки иногда сложатся, купятъ по стаканчику сивухи, напьются и потомъ, какъ мнѣ говорили въ Чебоксарахъ, «опохмѣляются развѣ въ Рыбинскѣ: народъ сѣрый». Въ Астрахани, этомъ бурлацкомъ «разбалуй-городѣ», несмотря на плохія ряды въ мою бытность тамъ, бурлаки впрочемъ гуляли достаточно и, кромѣ водки, пили чихирь (молодое виноградное вино). Каждый вечеръ пристань и ближайшія къ ней улицы оглашались громкимъ говоромъ, пѣснями и иногда ссорами, которыя однако рѣдко доходили до драки между самими бурлаками.

            Грамотныхъ между бурлаками почти нѣтъ, и нѣкоторые изъ нихъ увѣряли меня, что такихъ никогда и не бываетъ, потому что грамотный всегда найдетъ работу получше бурлацкой лямки; поэтому же самому классъ судорабочихъ и представляется въ самомъ неблагопріятномъ свѣтѣ съ точки зрѣнія административной: невѣжество дѣлаетъ бурлаковъ упорными противниками всякихъ улучшеній какъ частныхъ, такъ и государственныхъ, если только они видятъ въ нихъ даже временную и кажущуюся личную потерю. По всему Поволжью, бурлаки дружно возстаютъ противъ пароходства, желѣзныхъ и даже шоссейныхъ дорогъ; иногда противъ коноводныхъ машинъ, противъ густаго населенія края, гдѣ они работаютъ, и даже попадались такіе, которые считали пожаръ прямою для себя пользою. Жалобы и мнѣнія подобнаго рода особенно сильно выражаются по близости къ Астрахани, въ нижнемъ Поволжьѣ, гдѣ оригинальныя сужденія высказывались съ наибольшею горячностью.

______________

[1] Приложение В.

Вернадский бурлаки

Рубрики
Архивы
Свежие комментарии

    Село Великое

    виртуальный музей

    info@velikoemuseum.ru

    • Никакая часть материалов этого сайта не может быть использована без ссылки на первоисточник. Для всех интернет-проектов обязательна активная гиперссылка.